Россия, Ярославская область,
село Львы (Ростов Великий), 
д.1Б

Ростовская финифть и её история

Вообще финифть имеет богатую историю, зародилась она пару тысяч лет тому назад ещё на Востоке.
А открыли этот вид мастерства совершенно случайно, когда плавили стекло, но до Руси она дошла лишь в Х веке, а называли её тогда «Огненное письмо». Когда местные мастера смогли освоить технику финифти, они стали украшать ей столовые приборы, табакерки, ручки, иконы, церковную утварь, религиозные книги, а точнее их оклады, шкатулки, статуэтки и многое другое. Многие думали, что сама финифть — это расплавленный драгоценный камень, так как выглядит она богато и ярко.

Шли годы и в XVll веке ювелир Жан Тутен смог открыть секрет полупрозрачности красок. Тогда наладился трёхэтапный процесс, мастера изначально подготавливали белую основу, на которую вторым этапом наносился рисунок или узор, а третьим изделие вставлялось в оправу. Основа могла быть как золотой, так и бронзовой, латунной или серебряной. Пластине придавали нужную для работы форму, ровную поверхность, после чего покрывали белизной. Заготовку обрабатывали жидким стеклом и в таком виде её доставляли художнику, который расписывал её красками из стекловидного порошка. После чего она поэтапно проходила обжиг в печи, слой за слоем изделие проходило обжиг при 700-800 градусах, в разных вариациях могло быть от двух до шести таких обжигов. После печи изделие было гладкое и ровное, уже не нуждалось в какой-то дополнительной обработке.

Данное удовольствие стоило дорого, так как сами материалы были не из дешёвых, для получения цветов в краску добавляли соли металлов, например, медь придавала краске зелёный оттенок, золото помогало добиться рубинового и пурпурного оттенка, а кобальт давал синий. Сложность данного процесса заключалась в том, что исправить нанесённый рисунок было невозможно, один неверный мах кистью и всё изделие испорчено. Помимо аккуратности нанесения, нужно было чётко понимать время и температуру обжига, так как при ошибки краска могла изменить цвет и весь труд художника был бы испорчен.

Музей Ростовской финифти по сей день работает вблизи туристического комплекса «Ярославна» и вы можете не только полюбоваться, но и купить себе на память украшение.

Финифть была и осталась очень популярной, она не боится влаги и высоких температур, не меняет свой цвет, единственное, что она хрупкая, но в основном это относится к крупным изделиям, они требуют более бережного хранения.

Ростовская финифть была известна далеко за пределами нашей страны, такие миниатюры, выполненные на эмали, могли достигать цены, как драгоценные камни и металлы. Процветала финифть не только в Ростове, но и в Костроме, Нижнем Новгороде, Угличе и других городах, в Санкт-Петербург даже открыл класс живописи по финифти в Академии Художеств, где учились будущие художники и мастера своего дела.

Но, конечно, большой вклад внесли мастера Ростова Великого, который был духовным центром страны, именно туда приезжали паломники со всей России и увозили с собой финифтивые иконы.

Первые мастерские эмальеров в Ростове были открыты в 1760 годы, там трудились мастера в достаточно вредных условиях. Шли годы и производства Ростова начали снабжать финифтью всю нашу большую страну.

Но в ХХ веке спрос на это ремесло упал, уже не ценился ручной труд мастеров и художников, что очень расстраивало местных, но слава богу к ХХl веку спрос опять вырос и ростовская финифть возродилась. Сейчас она очень популярна, и все туристы с большим удовольствием покупают как украшения, так и сувениры.

Гости нашего эко комплекса «Ярославна» часто нас спрашивают о истории финифти, где её купить и куда сходить, чтобы полюбоваться работами местных мастеров, мы с удовольствием всех сориентируем и подскажем самые интересные места.